Выполнение квоты приема на работу инвалидов: размер в 2020 году

Минтруд предложил новый вариант выполнения квоты для приема на работу инвалидов. Организация сможет заплатить компенсацию, если не получается устроить к себе инвалидов.

Предполагается, что собранные деньги будут аккумулированы в специальном фонде и потрачены на то, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья найти работу. Например, на их обучение и стажировки, создание специально оснащенных рабочих мест и так далее. «РГ» выяснила, как восприняли эту идею эксперты и как сейчас обстоят дела с трудоустройством инвалидов в регионах.

Выполнение квоты приема на работу инвалидов: размер в 2020 году

Какие профессии стали самыми популярными в этом году

— Мы слышали об этой идее и даже обсуждали ее в своем кругу, но не ждем от нее каких-либо перемен к лучшему, — рассказала «РГ» председатель воронежской городской организации Всероссийского общества слепых Наталья Городцова.

Работодатели зачастую отказывают инвалидам в трудоустройстве, предпочитая выплачивать штрафы. Они опасаются дополнительных проверок, ответственности, а также того, что незрячие и слабовидящие люди не справятся со своей работой.

Сейчас выполнить квоту по приему на работу инвалидов (в среднем 3-4 процента от общего количества рабочих мест) можно лишь одним путем — трудоустроить. Далеко не всегда это реально на практике.

По данным Министерства труда и соцразвития Новосибирской области, в 2018 году 3,6 тысячи организаций региона готовы были предоставить инвалидам 13 тысяч рабочих мест.

На начало этого года в счет установленной квоты работали более 8,3 тысячи новосибирцев (то есть в полтора раза меньше).

Из 524 официально зарегистрированных членов ВОС в Воронеже трудоустроены человек 30 — в основном они работают массажистами в поликлиниках, есть несколько преподавателей музыкальных школ.

Как показывает практика, работодатели чаще не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест (например, для незрячего сотрудника специальный стол и компьютер обойдутся больше чем в миллион рублей), но и к переобучению. Не готовы и к любым дополнительным расходам, что вполне логично. И даже — к эмоциональному дискомфорту.

Работодатели часто не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест, но и к переобучению. Не готовы и к эмоциональному дискомфорту

Как рассказала адвокат Елена Мадеева, она помогала трудоустроиться выпускнице вуза с дипломом юриста и заболеванием позвоночника.

Ей не требовалось специального рабочего места — но нужно было какое-то время работать сидя, а какое-то — стоя, то есть менять положение тела. Девушка претендовала всего лишь на вакансию в канцелярии суда — сортировать почту. Но ей отказали.

Потому как — мало ли что. И непривычно: чего это она будет то сидеть, то стоять… Так рассуждает государственная организация. Чего уж говорить о бизнесе.

Сейчас в Новосибирской области для средних (от 35 до 100 сотрудников) и крупных (свыше 100) предприятий действует одинаковая квота — три процента общего количества рабочих мест они обязаны предоставить людям с инвалидностью.

Какие это места? По данным ведомства, люди с ограниченными возможностями здоровья, обращаясь в службу занятости, в основном ищут вакансии сторожа, диспетчера, подсобного рабочего, сборщика, охранника, упаковщика, уборщика или администратора.

Но нередко предприятия готовы и обучать соискателей тем профессиям, которые требуются на производстве. Так, в одной из крупных новосибирских обувных компаний трудятся инвалиды по слуху и люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые прошли специальную подготовку при приеме на работу.

Они получили профессии сборщика обуви, обработчика деталей, полуфабрикатов и изделий. При этом здесь не пришлось создавать для инвалидов специальные рабочие места, тратя на это солидные средства.

Сотрудников почты обучат навыкам оказания доврачебной помощи

— С точки зрения бизнеса едва ли выгодно брать на работу инвалида, которому нужно создавать особые условия труда, и который имеет определенные преференции — сложнее процедура увольнения и так далее, — рассуждает уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат.

Поэтому работодатели не спешат информировать службу занятости о том, какие у них есть вакансии для инвалидов. Это основное нарушение, которое выявляют чиновники во время проверок на предприятиях.

В результате у специалистов, которые занимаются трудоустройством, нет четкого представления, где мог бы быть востребован человек с тем или иным заболеванием.

Понятно, что отсутствует и какая-либо стратегия на уровне региона.

Инициируемый федеральными властями эксперимент Николай Мамулат считает полезным, так как новые правила позволят бизнесу быть более гибким в принятии решений. С другой стороны, существует опасность, что подавляющее большинство работодателей решит воспользоваться предоставленной альтернативой.

Тогда, по мнению председателя Ленинской районной организации Всероссийского общества инвалидов Натальи Скаредовой, будет забыто все, чего удалось достигнуть за счет действующего закона о квотировании. По ее мнению, он и так работает слабо, и в первую очередь потому, что не предусматривает серьезных санкций — штрафы для нарушителей минимальные.

Да и платят их в регионе буквально единицы: в прошлом году в суд передали всего три таких административных протокола, в этом году — пять.

— Но главное, отсутствует объективный анализ рынка труда, — говорит специалист. — Мы должны знать, не только какие профессии может получить человек с ОВЗ, а где он будет действительно востребован.

Реальный пример: человек с ментальными отклонениями получил диплом о высшем образовании, но при этом не может ответить на элементарные вопросы в этой сфере.

Зачем он получал диплом IT-специалиста, если у него нет шансов работать по этой профессии? Однако он может приносить пользу обществу, мы помогли ему устроиться туда, где он выполняет посильные действия, и он счастлив.

Кроме того, по мнению Натальи Скаредовой, когда закон о квотировании вступил в силу, львиная доля организаций вписали в квоты людей с рабочей группой инвалидности, которые и так работали на предприятии. Таким образом, новых рабочих мест практически не добавилось. А о трудоустройстве людей с первой и второй степенью инвалидности речи практически не идет.

— Не только как общественник, но и как предприниматель я уверена: нужно стимулировать работодателей трудоустраивать инвалидов в рамках существующего закона, — говорит Наталья Скаредова. — Целью бизнеса всегда является извлечение прибыли, а работать себе в убыток никто не станет. В моей компании бухгалтером работает человек с первой группой инвалидности.

Он практически не выходит из дома, но вполне справляется с обязанностями удаленно. Передвигаться ему действительно очень тяжело, развозить бумаги, забирать первичные документы он не может. Мне приходится часть его обязанностей брать на себя или нанимать еще одного сотрудника.

И в такой ситуации оказывается большинство тех, кто решился взять в штат сотрудника с «тяжелой» группой инвалидности.

Выполнение квоты приема на работу инвалидов: размер в 2020 году

Работникам будут гарантированы выплаты при увольнении

В Новосибирской области действует программа, по которой предприятие может рассчитывать на компенсацию зарплаты для инвалида в объеме минимального размера оплаты труда, однако, по словам эксперта, на эти цели выделяется лишь около тридцати миллионов рублей на весь регион в год. Туда же входит компенсация оплаты куратору работника с инвалидностью, но уже в размере половины от МРОТ. Это всего шесть тысяч рублей.

— Нужно повышать государственное участие в трудоустройстве инвалидов, в том числе создавать специальные госпредприятия, — уверена Наталья Скаредова.

— Эта практика существовала и прекрасно зарекомендовала себя, но в 90-е была забыта.

Если же будет создан очередной фонд, эти деньги просто «размоются»: еще одна структура, еще одно руководство — о целесообразности распределения средств говорить не приходится.

Еще одна любопытная деталь. Государство, заботясь о людях с ОВЗ, часто усложняет им жизнь — такой вот парадокс. Как рассказала Елена Мадеева, в Новосибирске крупная торговая сеть вынуждена был уволить множество инвалидов после того, как те предъявили индивидуальные программы реабилитации.

В них содержится множество запретов: глухим почему-то нельзя по состоянию здоровья работать в горячем цехе или рубить мясо. Почему, непонятно. Выход нашелся: сейчас инвалиды пишут работодателю заявления, отказываясь от того или иного пункта в программе реабилитации.

И, принимая всю ответственность на себя, идут печь пироги — вопреки запретам слишком заботливого государства.

Комментарий Минтруда

Как пояснили «РГ» в Минтруде, действительно, планируется провести эксперимент в пяти регионах. Кстати, и в Воронежской области тоже. А еще в Якутии, Орловской, Свердловской и Тверской областях.

Ожидается, что он начнется 1 января 2020 года и закончится 31 декабря 2025 года.

Сейчас по закону квота считается выполненной, когда работодатель принял на работу человека с инвалидностью. При этом действующий механизм квотирования вызывает нарекания и у работодателей, и у органов госвласти. Он неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать его потенциал.

В России изменились правила установления инвалидности

На практике часто квотируемые рабочие места не соответствуют квалификационным и профессиональным возможностям инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности, которые требуют специально оборудованных рабочих мест.

Эксперимент, для которого подготовлен пакет законопроектов, предлагает создавать в пилотных регионах фонды содействия трудоустройству инвалидов.

Пополняться они будут за счет компенсационных выплат работодателей, если они обоснованно не могут принять их на работу. Размер этой выплаты будет зависеть от размера прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного человека в регионе.

Если он ниже федерального, значит, размер выплаты будет равен федеральному ПМ, а если выше — то региональному.

Средства фондов можно будет направить на организацию профессионального обучения инвалидов, в том числе — непосредственно на рабочих местах с выделением наставника, стажировок для них для последующего трудоустройства.

На создание и оборудование специальных рабочих мест для инвалидов, на стимулирование работодателей к приему на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты, на организацию дистанционного труда инвалидов.

Таким образом, квота будет считаться выполненной не только, если работодатель принял на работу инвалидов, но и если он заплатил компенсацию в фонд.

Одновременно будет усилена ответственность работодателей за неисполнение квоты. Штрафы для них в пилотных регионах составят от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Подготовила Марина Гусенко

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Источник: https://rg.ru/2019/06/04/reg-cfo/rabotodateli-smogut-otkupitsia-ot-trudoustrojstva-invalidov.html

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году — обязанности кадровика, документы, образец приказа, порядок

Выполнение квоты приема на работу инвалидов: размер в 2020 году

1   0   7322

Государство регулирует способы обеспечения инвалидов подходящими рабочими местами. Однако, несмотря на наличие свободных должностей, не все работодатели готовы принять человека с ограниченными возможностями.

Такому сотруднику полагаются дополнительные льготы, которые отпугивают работодателей. Чтобы оформление инвалида не вызывало проблем, было разработано квотирование.

Что это такое

Квотированием рабочих мест называется процесс, связанный с созданием должностей для определенной группы лиц. Квота для инвалидов – обязательство работодателей разработать специальные места и трудоустроить инвалидов. Число особенных мест рассчитывается на основе среднесписочного количества работников в компании.

Федеральным законом №181 установлены квоты для инвалидов:

 Если в организации работает от 35 до 100 человек  то до 3%
 Если в компании трудоустроено от 100 человек  то от 2% до 4%
Читайте также:  Трудоустройство граждан на время декретного отпуска

Если работодатель отказывается следовать законодательству, ему вменят административный штраф. Вопросы возникают из-за отсутствия в законах четкого определения выделению рабочего места.

Если просмотреть Федеральное законодательство, то работодатель должен оформить в кадровых документах место для сотрудника с указанием в штатном расписании. То есть начальник физически обязан сформировать место для инвалида.

Административная ответственность предприятия не означает, что работодатели должны самостоятельно искать инвалидов и заполнять квоту. Лицами с ограниченными возможностями занимается Центр занятости, перед которым отчитываются организации.

Положение

Федеральным законом №181 установлена обязанность организаций выделять места инвалидам. При возникновении вопросов нужно обратиться к Закону города Москвы №90, согласно которому начальники обязаны создавать места для трудоустройства граждан с ограниченным возможностями.

Чтобы лучше понять квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году в регионах, требуется учесть законы субъекта.

Процент может отличаться от города к городу:

 2%   в Москве для работодателей, если штат сотрудников превышает 100
 1% и 2%  в Московской области для начальников, если в штате работает от 35 до 100 человек и для организаций с численностью от 100 сотрудников соответственно
 5%  в Санкт-Петербурге для компаний, в которых работают от 100 человек

Особенности квотирования для инвалидов

Законодательством установлены особенности, которым обязаны следовать предприятия при определении мест для инвалидов.

Например, создавать квоты обязаны только некоторые организации:

  • если численность превышает 100 человек (граждане трудоустроены официально). Если в компании работает от 35 до 100 человек, то квота будет минимальной. Небольшие фирмы не должны создавать отдельные места;
  • если организация действует в одной из форма собственности, создавать места не требуется. Например, государственные предприятия принимают инвалидов наравне с остальными претендентами;
  • если деятельность фирмы направлена на поддержку инвалидов, отдельной квоты не существует;
  • не требуется создавать места предприятиям, в которых работники действуют в сложных или опасных условиях.

Местному правительству дано право устанавливать размер квоты в регионе. Показатели значительно разнятся от субъекта к субъекту. Если инвалид хочет поступить в МВД или соответствующие структуры, они подают заявку на общих основаниях.

Порядок действий

Перед определением квоты в регионе требуется дождаться актуальных данных от государства. Когда информация получена, можно восполнить обязательства по квоте 4 способами:

  • работодатель опубликовал объявление о принятии на работу сотрудника по квоте и получил заявление от инвалида;
  • инвалид подошел в Центр занятости за рабочим местом;
  • предприятие отправило уведомление в Центр занятости города, которая ищет подходящего профессионала;
  • предприятие и инвалид участвуют в ярмарке вакансий, человек проходит собеседование и получает рабочее место.

Независимо от выбранного варианта трудоустройства дальнейшее оформление инвалида проходит по стандартному алгоритму.

Как составить приказ и его образец

Приказ требуется опубликовать при принятии человека на должность, чтобы создать рабочее место и специальные условия для инвалида.

Стандартный пример приказа об оформлении места для человека можно скачать здесь.

Независимо от выбранного бланка требуется указать следующую информацию:

  • название организации полностью, реквизиты документа, дата регистрации;
  • название приказа, на основании каких законов работодатель принимает решение о принятии инвалида на работу;
  • в теле приказа должны быть указание о подготовке места и соответствующих условий труда для нового сотрудника;
  • в конце документа вписываются полные данные о директоре или человеке, который издает приказ;
  • последними ставятся дата и подпись.

Образец заполнения:

Обязанности кадровика

Кадровик обязан трудоустроить гражданина по стандартной процедуре:

  • инвалид проходить собеседование;
  • для оформление в отдел кадров поступают документы, проверяются достоверность и наличие квалификации;
  • человек теряет статус безработного в Центре занятости;
  • гражданин получает от кадровика отчет о принятии на работу.

Работодатель имеет право принять на работу человека с ограниченными возможностями без квоты. В некоторых субъектах РФ действует повышенный процент по вакансиям для граждан, которые работают на государственной службе.

Процедура оформления повторяет стандартную. Единственным исключением является создание комфортных условий работы для инвалида и оформление дополнительных льгот.

Документы

Несмотря на стандартную процедуру оформления на работу, трудовые отношения с инвалидами несколько отличаются от общепринятых.

Например, трудовой договор, подписанный с инвалидом 3 группы, обязательно должен содержать следующие условия:

  • сотрудник не должен быть задействован в опасных или вредных условиях, или в работе, которую по состоянию здоровья невозможно выполнить;
  • инвалид не должен ездить в командировки;
  • люди с ограниченными возможностями работают меньше остальных. Оплата труда и расчет происходят с учетом сокращенных часов;
  • в праздники и выходные вызывать на работу инвалидов запрещено;
  • указывается количество больничных дней в году, которые оплачивает работодатель;
  • стандартный отпуск составляет 30 дней, также полагаются дополнительные дни отдыха.

Если предприятие подпадает под закон о квотах, требуется подготовить следующие документы:

  • положение о квотировании, в котором обязательно прописываются:
    • размер квот и для каких групп подходит;
    • процесс осуществления мероприятий по принятию инвалидов;
    • сотрудник, на которые возложены обязанности.
  • приказ об оформлении рабочего места, в котором вписываются:
    • должность, на которую поступает инвалид;
    • процесс изменения условий для осуществления обязанностей на предприятии;
    • гражданин, ответственный за исполнение.

Отчет

Квотирование рабочих мест проверяется исполнительными властями, поэтому работодатели должны сдавать отчет. Если общественная организация помогает инвалидам и ее уставной капитал состоит из вклада объединения, то дополнительных документов сдавать не требуется.

Органы службы занятости ежемесячно получают отчеты организаций о созданных или переоформленных местах для инвалидов. Центр занятости проверяет локальные документы, количество мест и сведения о новых должностях. Ежемесячно отчеты сравниваются с актуальными данными.

Законодательством не установлена форма предоставления отчета, стандартный пример документа можно скачать здесь.

Законодательством регионов могут быть определены сроки предоставления отчетности. Если директор предприятия не уверен по поводу процесса подачи документов в его субъекте, требуется проверить правовой акт в сфере труда и занятости.

Заполненный образец:

Ответственность работодателя за нарушения

Если работодатель отказывает инвалидам в трудоустройстве без законных оснований или не создает места для граждан с ограниченными возможностями, ему впишут административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Однако оплатой штрафа предприниматель не отделается: в законодательстве прописана дополнительная ответственность за непредставление мест инвалидам, которая регулируется региональными властями. Второй штраф составляет от нескольких тысяч до 20 тысяч рублей.

Статьей 5.42 КоАП установлено, что к административной ответственности привлекаются лица, которые отказали принимать инвалида на работу.

То есть кадровик также привлекается к ответственности за неисполнение обязанностей. Однако отдельной статьи за то, что предприниматель не сдает вовремя отчеты, не установлено.

Работодатель обязан вовремя предоставлять места в размерах квоты. Он не имеет права отказывать инвалидам в работе по причинам, не связанным с их квалификацией, знаниями или умениями. Обязанность считается выполненной, когда претендентов нет или на предприятии работает достаточно инвалидов.

На данном этапе развития страны граждане с ограниченными возможностями могут найти хорошо оплачиваемое место работы, подстроенное под их уникальные нужды.

Большинство предприятий обязаны предоставлять небольшое количество место инвалидам, оценивая их по квалификации и умениям. Некоторые организации предлагают удаленную работу, связанную с обработкой и получением информации через Интернет.

Видео по теме:

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://juristampro.ru/kvotirovanie-rabochih-mest-dlja-invalidov/

За нетрудоустроенных инвалидов попросят заплатить

Сейчас в России утверждено несколько основополагающих документов, которые обязывают создавать особые условия для лиц с ограниченными возможностями. Так, в статье 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прописано требование о создании квот для трудоустройства этой категории граждан.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, региональные власти могут установить квоту в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота ниже – не выше 3% среднесписочной численности работников.

Дополнительные гарантии в сфере труда для инвалидов установлены в Трудовом кодексе РФ.

Например, согласно статье 92 ТК РФ, продолжительность рабочей недели не может превышать 35 часов, а согласно статье 96 ТК РФ и статье 99 ТК РФ работа в ночное время, привлечение к сверхурочной работе и служебные командировки для таких работников возможны только с их письменного согласия и при отсутствии медицинских показаний.

Отдельно надо рассматривать и региональное законодательство.

В некоторых регионах, например, в Иркутской, Челябинской и Свердловской областях, установлено правило, по которому не только организации, но и индивидуальные предприниматели с 35 и более работниками обязаны принимать на работу инвалидов.

Как правило, квота для них – 2-3 процента от численности работников. И самое главное – они ежемесячно отчитываются в службу занятости о наличии/отсутствии свободных рабочих мест для инвалидов.

Новый механизм выполнения квоты на инвалидов

Минтруд сообщил, что с 2020 по 2025 гг. пройдет эксперимент по внедрению нового механизма выполнения квот для приема инвалидов на работу.

В течение 5 лет работодателям из 5 регионов, где будет проведен пилотный проект, предложат выбрать: либо они предоставляют рабочее место, обустроенное по всем правилам и нуждам особого работника, либо платят в специальный фонд компенсационную плату.

Размер выплаты будет варьировать в зависимости от региона и составит величину регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Если этот показатель будет ниже федерального, плату увеличат.

По задумке властей, в эксперименте будут участвовать субъекты РФ, где регистрируются средние для страны показатели работающих инвалидов от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, а именно:

  • Республика Саха (Якутия);
  • Воронежская область;
  • Орловская область;
  • Свердловская область;
  • Тверская область.

Чтобы повысить чистоту эксперимента, чиновники предлагают ввести новый вид административного наказания:

за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства.

Штрафы за такие нарушения составят:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Напомним, что действующее законодательство тоже предусматривает административную ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ принять на работу лицо в пределах установленной квоты.

В соответствии с п.1 статьи 5.42 КоАП РФ штраф для должностного лица в таких случаях составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Причем суда дожидаться в таком случае не придется, протокол о нарушении составляет инспектор Роструда и на месте выписывает штраф.

Читайте также:  Производственная травма: выплаты и компенсации в 2020 году тк рф, что грозит работодателю

В Министерстве труда подчеркивают, что это маленькие суммы, и их уже давно следует увеличить.

Обосновывая необходимость проведения эксперимента, чиновники отмечают, что в настоящее время большинство работодателей не могут создать такие рабочие места для инвалидов, которые соответствовали бы всем их нуждам. Поэтому предприниматели находят самые разные пути, чтобы обойти требования закона. Пилотный проект должен показать, насколько замена выполнения квоты денежной компенсацией выгодна всем сторонам.

Обращаем внимание, что пока законопроекты, касающиеся нового механизма выполнения квоты на трудоустройство инвалидов, в Госдуму не внесены. Если депутаты не успеют утвердить пакет поправок, сроки проведения эксперимента могут быть перенесены.

Что еще предлагают чиновники

В Министерстве труда и Роструде уже давно говорят о подготовке пакета поправок в действующее законодательство, которые ужесточат наказание за отсутствие квот для инвалидов, а также за нежелание их соблюдать.

Кроме того, в законе «О занятости населения в Российской Федерации» может появиться норма, обязывающая региональные власти разработать механизм взаимодействия органов службы занятости с работодателями для осуществления мер по содействию трудоустройства инвалидов.

Еще одна возможная поправка – требование, чтобы организации участвовали в так называемом сопровождаемом содействии, то есть оказывали индивидуальную помощь нуждающимся в ней лицам, помогали формировать удобный маршрут передвижения на своей территории, специально оборудовали рабочие места, проводили обучение работника с ограниченными возможностями для освоения им трудовых обязанностей.

Определенные поправки готовятся и в приказ Министерства труда от 30 апреля 2013 г. № 181н, которым утверждены правила проведения проверок норм о приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

В нем чиновники собираются уточнить, что плановая выездная проверка может быть приостановлена на срок до 10 дней для получения дополнительных документов.

Сейчас основания для приостановки проверки не установлены.

Какие из этих поправок вступят в силу, а какие останутся в проектах, очевидно, покажут результаты эксперимента. Работодателям остается только ждать.

Проблемы, затрудняющие прием на работу лиц с ограничениями

Чиновники сетуют, что на начало 2019 года трудоустроено только 29% от общего количества зарегистрированных инвалидов. К 2020 году они надеются увеличить этот показатель до 40%.

Руководству тех регионов, где показатели уже высокие (Санкт-Петербург (40 %), Белгородская область (38 %), в Московской, Курской, Ленинградской, Ростовской областях, Татарстане, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах – порядка 35-37 %), поставлена задача повысить показатели до 50%.

Но эксперты отмечают, что у предпринимателей есть объективные причины не соблюдать закон. По мнению президента Союза независимых экспертов и интерим менеджеров Сергея Елисеева, работодатели не стремятся брать людей из этой категории по двум причинам. «Первая, наиболее весомая, – культурная», – говорит он.

– «В нашем обществе не относятся к людям с очевидными признаками инвалидности как равным себе, полноценным. Присутствие инвалидов «напрягает» ряд людей, и они хотят этого избежать. Вторая причина – практическая. Подавляющее большинство наших офисных и промышленно-офисных зданий не приспособлены для нормального перемещения людей на колясках.

Встает вопрос, чтобы взять на работу человека на коляске, нужно заняться стройкой: пандусы, подъемники, убрать перепады полов и т.п., и все это в «чужом» арендованном здании… А если инвалид работает не за столом, а на производственном участке, то потребуются специальные меры и затраты для устройства рабочего места.

Или лучше со всем этим не связываться? Второе проще», – рассказывает эксперт.

По этим причинам не стоит ожидать, что работодатели резко начнут трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями, подчеркивает Елисеев.

«Потому необходимо вводить законодательные (принудительные) меры, нормативы по рабочим местам для инвалидов для средних и крупных организаций, где, например, более 300 работников, чтобы мимоходом не придавить малый бизнес новой нефискальной нагрузкой», – говорит он.

Источник: https://clubtk.ru/za-trudoustroystvom-invalidov-prosledyat-strozhe

Квотирование рабочих мест

Одной из гарантий государства по трудоустройству отдельных наиболее социально незащищенных категорий граждан является квотирование рабочих мест. По сути, квотирование рабочих мест — это обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства данных категорий граждан в определённом количестве, в зависимости от численности работников организации.

В большинстве случаев законом определятся обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, однако в ряде регионов РФ устанавливается квота и для трудоустройства иных категорий граждан (например, молодежи, бывших заключенных, которые отбывали наказания за совершенные преступления, и прочее).

Разберем, какие же основные обязанности работодателя предусмотрены законом в части квотирования рабочих мест.

Порядок установления квоты в первую очередь определяет федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181).

Согласно статье 21 ФЗ №181, для определения размера квоты для трудоустройства инвалидов необходимо рассчитать численность и среднесписочную численность работников.

Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Соответственно, необходимо определиться с численностью работников организации. Если она менее 35 человек, обязанность по квотированию рабочих мест отсутствует.

Если численность работников составит от 35 и более человек, необходимо обратиться к законодательству субъекта РФ, где располагается организация-работодатель, для исчисления размера квоты в зависимости от среднесписочной численности работников.

Если численность работников составляет более 100 человек, в любом случае законодательством субъекта должна быть предусмотрена обязанность по квотированию с размером квоты от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. При численности от 35 до 100 человек императивно такой обязанности не установлено.

То есть, если численность работников составляет до 100 человек, законодательством субъекта обязанность по квотированию может быть и не установлена. Так обычно происходит в крупных субъектах, таких как, например, Москва или Санкт-Петербург.

В этих городах обязанность по квотированию возникает при численности работников от 100 человек. Соответственно, конкретный размер квоты, а также иные категории граждан, для которых нужно выделять или создавать рабочие места в пределах установленной квоты, устанавливается также законодательством субъекта РФ.

Далее необходимо определиться со среднесписочной численностью работников, ведь именно из этого показателя и будет рассчитываться квота. Для расчета данного показателя рекомендуется руководствоваться приказом Росстата от 26.10.2015 N498.

Обратите внимание, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Следующей обязанностью работодателя, связанной с квотированием, является утверждение и разработка локального нормативного акта, регулирующего вопросы квотирования (ст. 24 ФЗ №181).

Таким образом, если работодатель «попадает» под обязанность квотирования по критериям, описанным выше, он должен разработать и утвердить отдельный локальный нормативный акт.

То есть этот локальный акт является обязательным к наличию, наряду, к примеру, с правилами внутреннего трудового распорядка.

Еще одной обязанностью работодателя, о которой многие, к сожалению, забывают, является извещение органов службы занятости об исполнении обязанности по квотированию. Согласно части 3 ст. 25 закона РФ от 19.04.

1991 N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Формы данных документов также утверждаются законодательством субъекта РФ.

Интересный момент. Дело в том, что вышеуказанная норма не делает исключений для работодателей. Соответственно все работодатели, независимо от численности работников, должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости данные сведения.

Этот вывод подтверждается инспекционной практикой.

Однако практика в каждом регионе по данному вопросу разная, в связи с чем для минимизации возможных рисков рекомендуется получить официальное разъяснение в органе службы занятости того субъекта, где находится организация-работодатель.

Дополнительно. Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ, помимо органов службы занятости, необходимо периодически уведомлять о выполнении обязанности по квотированию и иные органы. Например, в г.

Москве таким органом является Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В данный орган работодатели должны подавать сведения ежеквартально (постановление Правительства Москвы от 04.08.

2009 N742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве»).

  • Южалин Александр,
  • старший юрист департамента трудового права,
  • группа компаний Валентины Митрофановой

Источник: https://HR.SuperJob.ru/hr-novosti/kvotirovanie-rabochih-mest-4274/

Проект изменений с 1 января 2019 — цена отказа в трудоустройстве инвалида и квотировании мест

Когда предприниматель создает свой бизнес, он меньше всего задумывается о последствиях роста своего проекта. Он желает этого, он представляет масштабы бизнеса, территориальные охваты, звонкость бренда, количество работающих на него людей и главное – прибыль, которая будет увеличиваться.

Но не все знают, что как только бизнес становится больше, чем определенные показатели, он привлекает к себе внимание конкурентов, налоговых и контролирующих органов, определенных контрагентов.

Но еще меньше предпринимателей знает об обязанности трудоустройства инвалидов, в связи с чем привлечение их к административной ответственности становится новостью.

Обязанность работодателя в создании, выделении рабочих мест для инвалидов предусмотрена Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также региональными законами.

Согласно ст.

20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, а также резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Читайте также:  Заявление на отпуск без сохранения заработной платы

Если компания не создаст таковые рабочие места в соответствии с квотой, откажет инвалиду в приеме на работу, компанию могут привлечь к административной ответственности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но это ответственность на федеральном уровне. Региональным законодательством предусмотрены дополнительные, самостоятельные штрафы.

По данным пояснительной записки к законопроекту, по итогам 2016 года в Российской Федерации проведено 2 294 проверки за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 57 — внеплановых.

По результатам проведения проверок выявлены нарушения в отношении 615 работодателей, наложено 399 административных штрафов на общую сумму 2 357 тыс. рублей.

В 2015 году проведено 2 585 проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 125 — внеплановых (4,8%).

Выявлены нарушения в отношении 786 работодателей, наложен 341 административный штраф на общую сумму почти 2 510 тыс. рублей.

Следует отметить, что более чем в 50 субъектах Российской Федерации отмечается снижение количества проведенных проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Большинство (68,1%) от общей суммы административных штрафов, наложенных по результатам проведения проверок в 2016 году, приходится на два субъекта Российской Федерации: город Москву (1 490 тыс.

рублей) и Кабардино-Балкарскую Республику (почти 115 тыс. рублей). Для остальных 83 субъектов Российской Федерации средняя сумма наложенных штрафов составляет 16,7 тыс.

рублей на каждый субъект Российской Федерации.

Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов», в случае принятия соответствующих законов, их реализация позволит к 2020 году увеличить количество рабочих мест, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в 2,5 раза (до 800 тыс. мест) по сравнению с 2016 годом (338,7 тыс. мест).

Согласно данному проекту предлагается путем внесения изменения в статью 356 Трудового кодекса наделить федеральную инспекцию труда полномочием по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законопроект предусматривает поправки в Закон РФ от 19.04.

1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которым невыполнение квоты для приема на работу инвалидов является основанием для недопуска работодателя к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также к праву привлечения иностранных работников в установленном порядке.

При этом в случае не заполнения рабочего места, предусмотренного квотой для приема на работу инвалидов, работниками из числа инвалидов работодатели вносят компенсационную выплату за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере не меньше 7 800 рублей за один месяц.

Ранее не было предусмотрено таковых ежемесячных отчислений в виде платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере не менее 7 800 руб.

Соответственно, компании, штат которых составляет 35 и более человек, и не имеют возможности создать необходимое рабочее место, требуемое в соответствии с законодательством, должны будут ежемесячно нести затраты в размере 7 800 руб. в качестве компенсационной выплаты.

Также законопроект предусматривает поправки, согласно которым Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на поддержку мер по организации трудоустройства инвалидов, обратившихся в органы занятости населения в целях трудоустройства (в том числе признанных в установленном порядке безработными) включая поддержку открытия собственного дела (в том числе самозанятости), финансовую поддержку работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты.

Вместе с тем устанавливается не обязанность, а право органа государственной власти по разработке таковых дополнительных мероприятий.

Не установлены сроки, критерии и какие-либо конкретные действия для выполнения поддержки мер по организации трудоустройства.

Действительная их разработка, а также реализация и эффективность со стороны органов государственной власти проявятся только со временем. Безусловно, на это необходимо время. Но отсутствие конкретных сведений может привести к отсутствию программ.

Другой законопроект, который находится также на стадии его публичного обсуждения, вносит поправки в КоАП РФ, которые серьезно должны повысить штрафы для должностных лиц с 5-10 тыс. рублей, как это установлено сегодня ст. 5.

42 КоАП РФ, до 10-50 тыс. рублей, а также ввести дополнительные штрафы для компаний за нарушение правил квотирования инвалидов, и установлены они будут в размере до 500 тыс.

рублей, если иные поправки не будут внесены в данный законопроект.

Если перевести в реальный финансовый эквивалент данные штрафы и необходимые финансовые затраты на реализацию задач, поставленных органами государственной власти перед бизнесом, во избежание привлечения к административной ответственности, то компании поставлены в некую безвыходную ситуацию, выход из которой законодателем предлагается путем увеличения финансовых издержек компании в обоих случаях. Бизнес уже сегодня начинает искать различные пути решений из той ситуации, в которую, как он считает, его ставят. Одной из жалоб предпринимателей является непонимание, почему за счет средств частного бизнеса государственные органы предпринимают попытки решения своих задач и обязанностей за счет частных денег и проектов, возлагая на них свое бремя без согласия предпринимателей.

Одна из любимых фраз врачей звучит так: «нет людей здоровых, есть люди не дообследованные».

В связи с чем первая зона, в которой предприниматели начали уже сегодня искать решение – это достаточно широкий список заболеваний, который позволяет получить степень инвалидности тому, кто этого хочет.

Некоторые компании намерены обеспечить обследование своим сотрудникам, и в дальнейшем предложить им соответствующее оформление, если это будет возможно в связи с выявленным заболеванием.

Таким образом компания проведет обследование сотрудников (например, в рамках мотивационной политики о заботе или в рамках оздоровления сотрудников), закроет зону риска, сохранит сотрудника и поможет ему в получении льгот.

Компании, которые имеют не очень большие штаты, но уже подпадающие под требования законодательства на квотирование мест, могут выйти на иной уровень управления бизнесом.

Бизнес – это не компания. Бизнес – это организм, который может состоять из одной компании, внутри которой есть различные отделы и структуры, а может подразделяться на головную компанию и дочерние предприятия.

Так, бизнес можно построить по принципу создания холдинговых структур для своего проекта, делая из полноценных отделов существующей компании самостоятельные организации, штат которых будет составлять менее 35 человек. Каждая из новообразованных компаний может иметь 100% участие в ней головной компании, они могут иметь совместное участие друг в друге, не нарушая требования корпоративного законодательства.

Таким образом, объединение новообразованных компаний из бывших отделов в холдинг или группу позволит решать бизнес-задачи в ранее заданном режиме, но оптимизировать процесс. Пока это пробел в новых законопроектах. Но потребуется внимание к построению сделок и налогообложению на этапе запуска холдинга.

Еще одним решением будет являться перевод бизнеса на работу по схеме франчайзинга, если проект работает по принципу сети.

Одним из важных аспектов новых законопроектов является недопуск компании к участию в тендерах и государственных закупках ввиду несоблюдения требований по трудоустройству инвалидов.

Однако применение данных механизмов не нарушает требование будущего закона.

Для предпринимателя останется лишь рассчитать, отвечает ли его новая холдинговая структура или одна из компаний данной группы требованиям тендера по количеству штатных единиц для соответствия заявленным условиям конкурса.

Обозначенные варианты можно комбинировать.

Искренне хочется видеть смысл данных законопроектов в обеспечении мотивационной платформы для трудоустройства лиц, имеющих инвалидность.

Однако в предложенной редакции данные законопроекты используют не путь поощрения или предоставления дополнительных возможностей бизнесу, а путь прямых запретов на участие в тендерах, ежемесячных платежей компенсационных выплат и штрафов, исчисляемых в сотнях тысячах рублей. В настоящее время законопроекты находятся в стадии публичного обсуждения.

С уважением, Алина БеляеваГенеральный директор Юридической группы K.O.R.D.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad5ff3c0422b4d2fa804e3b/5b83052807c39900ab83da41

Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать

Министерство труда и социальной защиты области информирует об особенностях механизма квотирования рабочих мест для инвалидов. Они заключаются в резервировании работодателями для людей с функциональными стойкими нарушениями в состоянии здоровья мест для трудоустройства.

По общему правилу, предусмотренному статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора.

В то же время статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что в определенных случаях возникновение трудовых отношений происходит в результате направления на работу уполномоченными (в соответствии с федеральным законом) органами в счет установленной квоты. Указанными органами являются государственные учреждения службы занятости – центры занятости населения соответствующего города или района.

В соответствии с Законом Калужской области от 31.03.2004 № 300-ОЗ обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов распространяется на работодателей с численностью работников не менее чем 35 человек. Размер квоты составляет 2 процента среднесписочной численности работников.

Необходимо иметь в виду, что квота считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды и организацией предоставлена информация о выполнении установленной квоты и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов.

Контроль за соблюдением прав инвалидов в реализации ими своего права на труд на территории региона осуществляет министерство труда и социальной защиты Калужской области.

В текущем году министерством в рамках указанного контроля проверено 15 работодателей, в деятельности которых выявлено более 35 правонарушений. По фактам непредставления работодателями в центры занятости населения вакансий для инвалидов составлено 80 протоколов об административных правонарушениях.

  • Чтобы соответствовать требованиям законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов работодателю необходимо:
  • — осуществить корректный расчет размера квоты для приема на работу инвалидов;
  • — принять локальный нормативный акт, содержащий информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов;
  • — проинформировать в письменном виде учреждение службы занятости о принятии соответствующего локального нормативного акта;
  • — ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в учреждение службы занятости отчет — информацию о выполнении установленной квоты с включением в нее вакансий для трудоустройства инвалидов;
  • — создать инвалидам условия труда в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации.
  • Соблюдение этих простых правил позволит существенно сократить временные и материальные издержки региона области.
  • Пресс-служба Правительства Калужской области

Источник: https://Kaluga.BezFormata.com/listnews/kvoti-dlya-invalidov-nyuansi/79838289/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector